5 января 2016 г.

Станция Рюриково

Посещение станции Рюриково у меня было запланировано давно, едва ли не с момента приобретения внедорожника. Останавливало только одно – далековато, да и вокруг кроме этой станции ничего интересного не наблюдается. Однако же, задавшись вопросом о происхождении, принадлежности и характеристиках чёрта и не найдя ответа, я решил-таки сгонять на станцию Рюриково самолично…


Сразу оговорюсь – фотографий не будет. По двум причинам. Во-первых, на улице было преизрядно холодно, так что имейте уже совесть. А во-вторых, станцию Рюриково не фотографировал только ленивый, так что если вы хотите фотографий, то Гугль Всемогущий вам их предоставит в любом количестве, причём половина будет гораздо лучше, нежели сделал бы я.

Ещё одна оговорка – подробной исторической справки также не будет. Потому что о станции Рюриково говорено в интернетах бессчётно слов и нет никакой нужды здесь разливаться очередной копипастой. Но если внезапно случилось так, что вы в поисках набрели на этот пост, как на первый источник…

Буду краток. Станция Рюриково расположена недалече Алексина на полузабытой ветке железной дороги, соединяющей Тулу и Калугу. Строили станцию, как промежуточный пункт к усадьбе в Першино. Оная же усадьба – а лучше сказать, целый охотничий дворец – прославилась на весь цивилизованный мир першинской псовой охотой. Собственно, станция Рюриково недаром так называется, поелику уж в Першино не зазорно было и самого Императора на охоту возить. Для того её, станцию, и построили. И, чтобы завершить с историей, тот же Гугль Всемогущий охотно порасскажет за першинскую псовую охоту и за то, что именно в Першино была выведена гончая порода «русская пегая».

Так вот… Как оказалось, станция Рюриково – отнюдь не самостоятельный объект. Точнее, сама по себе смысла она не имела в те времена, когда её строили. Единственное назначение – принять высоких гостей, рассадить по конным экипажам и отправить в Першино, на знатную охоту. Вопрос, отчего не строили ветку через Першино, оставим открытым, хотя само Першино и лежащие окрест селения гораздо более населены и полны жизни, что ли, нежели Рюриково с его тремя никому не сдавшимися даже в наше время дворами. Однако, как бы там ни было, станция Рюриково существует и, как утверждал один журналист, с этим приходится мириться.

Ваш покорный слуга до сих пор путает Ботичелли с Торричелли, так что с умным видом сказать, какие архитектурные стили прослеживаются в здании вокзала Рюриково не в состоянии. Но даже у меня создалось впечатление, что такое я уже видал – ЦУМ, аккурат та его часть, что смотрит на Красную Площадь (или там ГУМ?). И Исторический музей на всё той же площади. Во многих текстах я встречал буквосочетание «а ля рюс» без кавычек, как название сего стиля, однако… С французского сие можно перевести, как «по-русски» или «как в России», что несколько бессмысленно – в России всё по-русски, не находите?

По слухам, при станции была церковь. Высказывались даже предположения, что церковь была не при станции, а в самом здании вокзала, аккурат под башней. Говорили даже, что башен было две. Тщательный осмотр показал, что на самом деле башня всегда была одна – нет совершенно никаких следов и деталей, которые указывали бы на то, что с другой стороны здания хоть что-то когда-то менялось. И я уверен – именно эта башенка и принадлежала церкви. В самом деле…

В здание вокзала ведут три входа. Довольно-таки парадный вход со стороны железнодорожных путей – он вполне очевиден, именно на этих ступенях с хлебом-солью принимали Его Величество после долгого и утомительного путешествия из Москвы. Тут следует вспомнить, что это я на своём современном автомобиле могу гнать сотню по автостраде М-2, тогда как в те времена паровозы быстрее 30-40 не бегали, да к тому ж ещё и плавностью хода не отличались. Какие не верят, могут посетить экскурсию на Рижском вокзале и прокатиться на настоящем паровозе, причём гораздо более современном – всё на себе почувствуете. Так вот… Парадный вход от платформы. С другой стороны – гораздо более скромное, но тоже вполне цивильное крылечко. С него отдохнувшие гости спускались к экипажам, чтобы ехать уже в Першино – 20 вёрст, что для конного экипажа тоже не лёгкая прогулка.

Есть входы и с торцов здания. Под башенкой – вполне себе парадный, не хуже главного. И с другой стороны, почти служебный. Для кого они? Высокие гости явно по вокзалу туда-сюда не шастали, как наши сограждане. Слуги? Им достаточно и тех входов, что ранее помянуты. Обратно же, куда им бегать-то? Экипажы к торцевому входу подавать просто неудобно – это я на своём авто могу развернуться, задом сдать, а у лошади в этом плане с манёвренностью беда, об упряжке в пару-тройку-четвёрку уж и не говоря. А вот чинно проследовать к обедне – в самый раз. Причём по части второго входа у меня складывается стойкое впечатление, что это – позднейшая поддельная вставка. Дело в том, что вдоль лестницы этого входа идут такие бетонные формованные бордюры, какие у нас у подъездов делали, когда я маленьким был. Ни крыльца, ни хоть сколь-нибудь мало-мальской декоративной детали – строгий, военный такой отбойник. И лестница – не перпендикулярно, а вдоль стены здания. Всё это настолько не гармонирует, настолько не вписывается, что создалось чёткое впечатление – сделано много позже тупо с целью входа в кассовый зал.

Ещё один слух – о том, что всё помещение, не вошедшее в состав кассового зала, забито игровыми автоматами. Дескать, уже в наше время предприимчивые товарищи решили организовать здесь клуб. Что стало и было ли с клубом, неизвестно, однако… Из окон необитаемой части здания я видел выходящие провода, которые ну просто очень похожи на FTP – экранированные витые пары. А по таким ни ток нормально не подать, ни телефон толком. А вот игровые автоматы контролировать – самое оно. Так что, возможно, эта легенда имеет под собой основания…

О текущем моменте… Прежде всего, в настоящее время здание вокзала закрыто. Ранее я встречал упоминания, что в самом здании работают железнодорожные кассы, однако сейчас там не работает ничего. Возможно, закрыто в связи с холодным временем года, но что-то мне подсказывает, что закрыто на совсем. Далее…

На картах – а точнее, на спутниковых снимках – чётко виден вполне себе удобный подъезд к станции Рюриково (а там, кстати, и деревенька есть). Так вот – этот подъезд более недоступен. Не в меру домовитый или ещё какой ушлый местный организм просто закрыл дорогу, бросив поперёк бетонную трубу. Тут даже внедорожник не поможет, поелику – по пояс. Но! Картинка к посту показывает объездную дорогу. Полем дальше и дальше, пока не будет выхода к полотну железной дороги. Там добрая бабушка подсказала – вот, говорит, какой-то со странностями там трубу бросил, но тут можно проехать, теперь все через меня ездят. На самом деле, исключительно милый человек – не поленилась выйти, завидев машину (а ведь старая дальше некуда, да и мороз на улице), подсказала, что там всё закрыто и нечего там делать, но как услышала, что посмотреть хочу, потому что красиво, так сразу всё и рассказала про трубу и дорогу. А ведь она, вполне возможно, помнит эту станцию во времена её расцвета… Наведаться, что ли, чаю и гостинцев привезти? Но как она его назвала, этого не в меру домовитого – не дурак, не урод, не #$$%@$!#@$, а всего лишь со странностями! Вот у кого поучиться бы словам…

Ну и впечатления – специалисты говорят, что без них нельзя. А впечатление моё… Был солнечный день, хотя солнце постоянно пытался затянуть снежный туман. Знаете, такое бывает в книжках и стихах – мороз и солнце, день чудесный. И эта станция… Не руины, но и не действующее жилое здание. Люди уже ушли и забыли, но природа ещё не взяла своё. В солнечном свете оно могло бы и впечатлять, и ошеломлять, но… Представьте себе… Я даже не знаю… Вот есть здание, а вокруг него – какие-то сараи, будки, покосившиеся остовы хрен его знает чего, даже брошенный прицеп от трактора. Вокруг, вблизи, практически вплотную. и вот это вот всё уже перестало внушать, перестало нести отпечаток жизни, которой было создано, а станция – вот она, всё ещё живая. Иногда говорят, что вот, будто что-то там перенеслось в нашу серую действительность. Никогда такого воочию не видел, а вот сегодня – увидел. И это не постапокалипсис, нет. То есть, это постапокалипсис, как если бы катастрофа произошла тогда, много лет до нас, и это – следы этой катастрофы. А всё остальное – нормально, обычное запустение остатков нашего мира. Тогда – было. Сейчас – а что сейчас?
--
Creative Commons Licensequbrit.com/mcstrauth
Подробнее об этом…

Комментариев нет: