Сейчас уже не вспомню, как так получилось, что я эту книгу до сих пор ни разу не прочитал, даже в выдержках. И как так получилось, что сейчас я внезапно на неё набрёл, тожен е вспомню. Но – прочитал, от корки до корки. И сложилось странное впечатление…
Прежде всего, мне опять попался журналист – сам Гиляровский постоянно говорит, что всюду бывает по делам редакционным, статьи пишет, зарисовки. Журналист, одним словом. Это, как мне кажется, наложило отпечаток на всю книгу, хотя и в гораздо меньшей мере, нежели аналогичное досадное обстоятельство у Никонова.
Первое впечатление по прочтении – мне очень хотелось бы иметь возможность воспринять эту книгу дважды. Первое впечатление хотелось бы получить, проживая в Москве во времена написания книги. И второе – сейчас, с расстояния сто лет. Это был бы очень полезный опыт в плане восприятия истории, потому что…
Вот честно, у меня сложилось впечатление, что Москва во времена, в какие её описывает Гиляровский, была одним большим сплошным воровским притоном, грязной клоакой порока, перед которой Содом и Гоморра просто райскими кущами покажутся.
Из книги следует, что в Москве тех времён проживали три строго типизированных категории людей в трёх взаимно непересекающихся типах среды обитания. Во-первых, это воры, шулеры, мошенники, убийцы, грабители и т.д. Описанию Хитровки посвящена едва ли не половина книги – очень подробно, со всей детальностью рассказывается, как воровали, как мошенничали, как сбывали награбленное, как пропивали добытое, дрались между собой, снова пьянствовали, играли напропалую, снова грабили и убивали. И обо всех других местах при малейшей возможности в обязательном порядке рассказывается, как там мошенничали, грабили или хотя бы пьянствовали беспробудно. Это – первый тип.
Если по какой-то случайности воровского притона в месте, о окотором идёт рассказ, не случилось, то в мельчайших подробностях рассказывается о нищих забитых бесправных мальчиках, студентах, портных, актёрах и т.д. Собственно, здесь идёт рассказ о том, в каких конурах они жили, как спали не полу с брёвнышком в головах, как у них была одна пара одёжи на четверых и как они никуда не могли выйти, как у них не было еды и они жили исключительно на пустом чае и том, что удавалось купить у торговки на базаре, и какова была эта еда, да со всей жутью. О том, как их всех там били и обирали, обирали и били, гнобили непосильным трудом, как они света белого не видела от зари и до зари. Это – тип второй.
Ну и наконец – не всё ж про чернуху, надо ж и о приятном – рассказывалось об успешных по жизни москвичах, о дворянах да купцах всяких, бизнесменах, если по-нашему. Эти люди, по рассказам Гиляровского, были богаты и… Кушали. Всё. Больше они ничего не делали. Они только приезжали в трактир, в свой клуб, в ресторан, и – ели, обедали, закусывали, обедали, выпивали, трапезничали, обедали, закусывали. Со всеми подробностями, кто какую рыбу в какое время дня предпочитал, кто из какой стопочки какую наливочку выпивал, да каким хреном закусывал, да сколько народу за столом сиживало, да как они все потом слегка отдыхали, а потом ехали в другой трактир и снова там наливочки пили и налимьими печёнками закусывали.
И это всё, на этом общее впечатление о Москве заканчивается после прочтения Гиляровского – лихие люди лиходейничали беспредельно, бедные люди страдали безмерно, богатые люди безмерно же жрали. Каковое впечатление, к слову сказать, отлично коррелирует с господствующим ныне в остальной России отношением к Москве.
Но не всё так безнадёжно. В книге есть немало действительно интересных исторических справок. К примеру, до этого я даже не представлял, что постоянно всеми всуе поминаемая Сущёвская пожарная часть, оказывается, изрядно отличалась от всех остальных пожарных частей Москвы – это была единственная пожарная часть, которая не только тушила пожары, но и сжигала запрещённую литературу.
Из этой же книги узнал я, что поставщик лошадей для пожарных дружин настолько проникся важностию своего дела, что в каждой пожарной части были лошади исключительно одной масти, причём в каждой – своей. Такой отличительный знак получался, символ, если хотите.
Но немало печалит то, что за этими интересными историческими фактами пришлось перелопатить кучу лиходеев, страдальцев и обжор.
--
Подробнее об этом…
Прежде всего, мне опять попался журналист – сам Гиляровский постоянно говорит, что всюду бывает по делам редакционным, статьи пишет, зарисовки. Журналист, одним словом. Это, как мне кажется, наложило отпечаток на всю книгу, хотя и в гораздо меньшей мере, нежели аналогичное досадное обстоятельство у Никонова.
Первое впечатление по прочтении – мне очень хотелось бы иметь возможность воспринять эту книгу дважды. Первое впечатление хотелось бы получить, проживая в Москве во времена написания книги. И второе – сейчас, с расстояния сто лет. Это был бы очень полезный опыт в плане восприятия истории, потому что…
Вот честно, у меня сложилось впечатление, что Москва во времена, в какие её описывает Гиляровский, была одним большим сплошным воровским притоном, грязной клоакой порока, перед которой Содом и Гоморра просто райскими кущами покажутся.
Из книги следует, что в Москве тех времён проживали три строго типизированных категории людей в трёх взаимно непересекающихся типах среды обитания. Во-первых, это воры, шулеры, мошенники, убийцы, грабители и т.д. Описанию Хитровки посвящена едва ли не половина книги – очень подробно, со всей детальностью рассказывается, как воровали, как мошенничали, как сбывали награбленное, как пропивали добытое, дрались между собой, снова пьянствовали, играли напропалую, снова грабили и убивали. И обо всех других местах при малейшей возможности в обязательном порядке рассказывается, как там мошенничали, грабили или хотя бы пьянствовали беспробудно. Это – первый тип.
Если по какой-то случайности воровского притона в месте, о окотором идёт рассказ, не случилось, то в мельчайших подробностях рассказывается о нищих забитых бесправных мальчиках, студентах, портных, актёрах и т.д. Собственно, здесь идёт рассказ о том, в каких конурах они жили, как спали не полу с брёвнышком в головах, как у них была одна пара одёжи на четверых и как они никуда не могли выйти, как у них не было еды и они жили исключительно на пустом чае и том, что удавалось купить у торговки на базаре, и какова была эта еда, да со всей жутью. О том, как их всех там били и обирали, обирали и били, гнобили непосильным трудом, как они света белого не видела от зари и до зари. Это – тип второй.
Ну и наконец – не всё ж про чернуху, надо ж и о приятном – рассказывалось об успешных по жизни москвичах, о дворянах да купцах всяких, бизнесменах, если по-нашему. Эти люди, по рассказам Гиляровского, были богаты и… Кушали. Всё. Больше они ничего не делали. Они только приезжали в трактир, в свой клуб, в ресторан, и – ели, обедали, закусывали, обедали, выпивали, трапезничали, обедали, закусывали. Со всеми подробностями, кто какую рыбу в какое время дня предпочитал, кто из какой стопочки какую наливочку выпивал, да каким хреном закусывал, да сколько народу за столом сиживало, да как они все потом слегка отдыхали, а потом ехали в другой трактир и снова там наливочки пили и налимьими печёнками закусывали.
И это всё, на этом общее впечатление о Москве заканчивается после прочтения Гиляровского – лихие люди лиходейничали беспредельно, бедные люди страдали безмерно, богатые люди безмерно же жрали. Каковое впечатление, к слову сказать, отлично коррелирует с господствующим ныне в остальной России отношением к Москве.
Но не всё так безнадёжно. В книге есть немало действительно интересных исторических справок. К примеру, до этого я даже не представлял, что постоянно всеми всуе поминаемая Сущёвская пожарная часть, оказывается, изрядно отличалась от всех остальных пожарных частей Москвы – это была единственная пожарная часть, которая не только тушила пожары, но и сжигала запрещённую литературу.
Из этой же книги узнал я, что поставщик лошадей для пожарных дружин настолько проникся важностию своего дела, что в каждой пожарной части были лошади исключительно одной масти, причём в каждой – своей. Такой отличительный знак получался, символ, если хотите.
Но немало печалит то, что за этими интересными историческими фактами пришлось перелопатить кучу лиходеев, страдальцев и обжор.
--
qubrit.com/mcstrauth |
Комментариев нет:
Отправить комментарий