24 сентября 2009 г.

Контактный скандал

Как сообщает, к примеру, новостной портал Вести, социальная сеть ВКонтакте в очередной раз попала в эпицентр скандала. На сей раз, впрочем, ВКонтакт послужил не столько виновником или инициатором скандала, сколько яблоком раздора между телекоммуникационными компаниями.

Минувшим летом, как сообщает источник, проект ВКонтакте окончательно съехал из дата-центра Вымпелкома и переселился на сервера РТКомм. И вот недавно РТКомм снизил стоимость трафика для этого проекта. РТКомм аргументирует снижение стоимости трафика тем, что компания - дочернее предприятие Ростелекома - располагает собственной магистральной сетью и не обязана платить за такую сеть третьей стороне. Соответственно, не неся дополнительных расходов по оплате трафика, компания может позволить себе снизить цену за трафик для своих клиентов. Вполне очевидно, что другие операторы, не располагающие конкурентным преимуществом в виде собственной магистральной сети, подобных условий предложить не могут и проигрывают клиента. При этом следует отметить, что проект ВКонтакте - второй по величине генератор трафика в Рунете и, соответственно, весьма и весьма лакомый кусочек для телекоммуникационных компаний. Потерять такого клиента - весьма обидно и досадно.
В итоге, по сообщениям источника, крупные игроки рынка телекоммуникационных услуг в самом деле обиделись на РТКомм - обвинили в монополизме и демпинге и объявили бойкот. Как сообщается, в списке крепко обиженных значатся Вымпелком (он же Билайн, прикупивший себе Корбину), Транстелеком и Акадо телеком. По непроверенным данным в списке обиженных фигурирует и КОМСТАР-ОТС. Бойкот со стороны телекомов в данном случае выражается в разрыве соглашений о свободном обмене трафиком - обиженные операторы отныне будут гнать свой трафик не по сетям РТКомм, а через сторонние (читай - иностранные) маршрутизаторы. На практике это выльется в увеличение времени прохождения сигнала (растёт количество промежуточных узлов) и удорожании трафика (иностранные операторы деньги любят).

Обида обидой, но я всё же несколько разочарован поведением таких крупных компаний. Простой трезвый расчёт - если РТКомм снизила стоимость трафика для проекта ВКонтакте, то это означает, что РТКомм имеет возможность продавать дешёвый трафик вместо дорогого. Быть может, за счёт оптимизации своей сети, или за счёт сокращения накладных расходов, но так или иначе очевидно, что даже при сниженной цене РТКомм работает не себе в убыток. Вполне очевидные выводы для упустивших клиента операторов должны заключаться в том, что они, операторы, где-то недоработали, не нашли своё конкурентное преимущество или не использовали его в должной мере. Но обижаться...
Зададим себе вопрос - как должна была поступить РТКомм, чтобы остаться в хороших отношениях с коллегами? Задрать цену выше, чем у конкурентов и упустить клиента? Быть может, просто отдать клиента конкурентам? Предприятия, руководствующиеся такой логикой, банкротятся быстро и решительно - в бизнесе зарабатывают деньги, а не подарки друг другу дарят.

Кроме очевидного результата данных детсадовских разборок - удорожание и замедление трафика - имеются ещё и репутационные издержки. Как правило, упустившая крупного клиента компания старается наверстать упущенное, привлекая других клиентов и выводя свои услуги на уровень, аппетитный для упущенного клиента. Однако в данном случае создаётся впечатление, что весь бизнес обиженных был направлен на единственную цель - заполучить в свои клиенты проект ВКонтакте. Не удалось. Разрываем соглашения, вообще сжигаем все мосты - пусть уж всем будет плохо. Ведь это же так апокалиптично...
--
Creative Commons License
Подробнее об этом…

Комментариев нет: