16 сентября 2009 г.

Neo Freerunner - шаг 0

Смартфон - штука модная, это вам кто угодно подтвердит. Но также смартфон - штука в изрядной мере пользительная. И иногда даже удобная. И вот случилось, что ваш покорный слуга решил обзавестись смартфоном...

Вообще-то, решение обзавестись смартфоном родилось и было осуществлено достаточно давно. Так что данный пост - своеобразная преамбула. Итак - Openmoko Neo Freerunner...
Строго говоря, Openmoko Neo Freerunner - это собрат iPhone, Samsung WiTu и им подобных монстров смартфоностроения. Изюминка аппарата состоит в том, что он целиком и полностью построен по принципу OpenSource. При этом открытыми исходниками располагает не только управляющий смартфоном софт, но и собственно сам аппарат - имеются схемы и спецификации, так что желающие могут спаять его самостоятельно ручками из деталей (хотел бы я посмотреть на таких маньяков).
Вторая изюминка кроется в чрезвычайной редкости смартфона. Исторически, к величайшему моему сожалению, сложилась весьма глубокая и стойкая несовместимость между OpenSource-проектами и маркетингом, что тем более странно, если учесть денежный потенциал таких проектов, вполне наглядно демонстрируемый RedHat или Alt Linux. Как бы там ни было, Freerunner не получил широкой огласки ни среди линуксоидов, ни даже среди той разновидности психов, которые готовы на всё ради возможности стать обладателем уникального девайса. Как следствие, широкого распространения девайс также не получил и есть непроверенные слухи, что весь проект был добит кризисом на стадии медленного угасания.
С другой стороны, официальный сайт проекта живёт, живёт и Wiki проекта (каковая, к слову сказать, гораздо более содержательна, нежели официальный сайт).

Надо признаться, в то славное время ваш покорный слуга уже успел изрядно пропитаться скромным обаянием Linux и отдать должное изяществу Mac OS X. Но всё это - исключительно на персоналках. А тут возникло стойкое желание попробовать немного мобильности. Религиозный фанатизм с отвращением отверг Windows Mobile. Казалось бы, если не хочешь винду на смартфоне - тебе прямая дорога в стан счастливых обладателей iPhone, однако же Его Величество Случай не дремлет и где-то я увидел сие роковое буквосочетание - Openmoko Neo Freerunner. Меня ещё можно было спасти, но как на беду в офисе работал Интернет и довольно быстро я узнал, что сей Freerunner - смартфон под управлением Linux. Это был контрольный в голову...
Поиски показали, что прибор ещё не выпущен в широкую продажу, но есть секретные злачные места, где он, по слухам, водится и может быть заказан предварительно. Ближайшим таким местом оказался славный город Братислава - столица не менее славной Словацкой Республики. В чём я углядел перст судьбы - я прекрасно знаю словацкий язык и в своё время провёл в этой славной стране 3 года. А это значит, что я могу названивать, заказывать и всё такое совершенно свободно. Впрочем, практика показала, что это был не перст, а какое-то другое место судьбы - словаки совершенно не понимали, как можно продать товар за границу. Но спустя некоторое время...
Спустя некоторое время я получил рассылку от любимого LinuxShop, в коей скромно и без помпы сообщалось о пополнении ассортимента. Описать словами моё состояние, когда я увидел среди прочего в предзаказе ЕГО - нереально. Скажу только, что я оформил заказ быстрее, чем догрузилось то роковое письмо, пришедшее по рассылке.
И это была первая моя ошибка - как оказалось, я заказал так называемую девелоперскую сборку Neo Freerunner. Под девелоперской сборкой в данном случае следует понимать комплект аппарат + софт, предназначенный для тестирования, выявления всех багов и глюков, проверки удобства и прочей эргономики и т.д. - такие сборки распространяют среди тестировщиков и потом на основании их отчётов допиливают продукт до состояния, когда его можно продавать ообычному пользователю. Соответственно, я приобрёл аппарат со всеми явными и скрытыми глюками, багами, фичами и т.д. Правда (забегая вперёд) оказалось, что как раз аппаратная часть сделана на совесть и глюкобагами не страдает.

Итак, он приехал. Он был точно таким же, как и на картинке, так что наличие чудовищных размеров пакета с символикой, в коем мне его привезли, до сих пор вызывает удивление. Увесистый, такой округлый, с большим достаточно экраном, и никаких дурацкий кнопок! Правда, кнопки всё же нашлись - целых две на корпусе. В общем, не утерпел я и совершил вторую ошибку...
Как все, вероятно, уже успели забыть, в мобильном телефоне существует хитрость - перед употреблением желательно раскачать аккумулятор телефона, дабы в дальнейшем наслаждаться максимально возможным временем работы от него. Делается это путём весьма нехитрого ритуала - сначала телефону дают разрядиться до тех пор, пока он сам не выключится, а потом в выключенном состоянии заряжают под завязку. И так три раза. Я же не утерпел - хотя до окончания рабочего дня оставалось чуть более часа, я всё же запихал в девайс СИМ-карту и включил его. Через час прибор из розетки пришлось выдернуть - надо же и домой ехать. Соответственно, я не раскачал аккумулятор. В итоге сейчас аппарат в автономном режиме работает не более 5-6 часов. Впрочем, быть может и не из-за этого, а из-за того, что смартфон по определению потребляет больше, нежели просто мобильник. Тем не менее...

Оказалось, что out of the box аппарат умеет все необходимые на первых порах базовые функции. Он принял мою SIM, звонил и принимал звонки, но ряд недоработок всё же имел место быть.
Так, к примеру, у аппарат не знал русского языка. При этом для интерфейса это оказалось совершенно не критичным - практически весь интерфейс у него на пиктограммах и из текстовой части там есть только собственно названия программ, каковые традиционно не переводятся. Но вот написать русскую SMS или вбить в адресную книгу русские контакты - решительно невозможно. При этом, как оказалось, у аппарата с русским языком были отношения, как у собаки - понимать-то он всё понимал (русские SMS он принимал и читал без проблем), но сказать ничего не мог.
Второй большой минус проявился в клавиатуре. По умолчанию в Neo Freerunner предусмотрена экранная клавиатура в стиле клавиатуры мобильного телефона - в развёрнутом состоянии занимает изрядную чась экрана, клавиши достаточно большие (в комплекте с аппаратом шёл стилус в виде многофункциональной авторучки, но маленького стилуса, как на картинке, не было, да и кармана под стилус в аппарате нет), пальцем не промажешь. Но вот кривизна и убогость этой клавиатуры вдохновляли. Чтобы включить экранные часы (каковые по умолчанию выключены) необходимо и достаточно в консоли набрать соответствующую команду - это же линукс и там есть полноценная консоль. В команде этой есть слэши - вот такие "/". А на клавиатуре стандартной слэшей нет и вообще спецсимволов нет (кажется, даже точки с запятой не было).
Ну, ваш покорный слуга, закалённый скромным обаянием Linux, смекнул, что в Интернете завсегда найдётся решение любой проблемы. И правда - некий хороший человек написал под Neo Freerunner другую клавиатуру, правильную, со всеми клавишами. Его-то решением я и воспользовался, поскольку оно (кроме всего прочего) позволило мне создать и полноценную русскую клавиатуру для аппарата. И тут началось - смартфон вдруг заговорил на русском, появились экранные часы, было выставлено правильное время и всё такое. Ну просто красота. Эйфория, правда, была недолгой...
Как оказалось, мои русские SMS не понимает ни один из доступных мне мобильников. Точнее, один всё ж таки понял - iPhone супруги моей орденоносной. В принципе, логично - обе системы на базе *NIX и обе в полной мере поддерживают UTF8, чего о мобильниках не скажешь. Кроме того, выставив правильное время и часовой пояс, я обнаружил, что экранные часы показывают время по UTC, даже если часовой пояс выставлен местный. Все эти мелочи были не столько критичными, сколько мешали насладиться завершённостью картины мироздания. И вот тогда я совершил третью - роковую ошибку...

Я обновил софт телефона путём стандартного обновления пакетов, каковое производится во всех системах для устранения глюкобагов и добавления фич. И вот тут-то началось...
Во-первых, телефон перестал звонить. Точнее, он перестал издавать звуки при входящих вызовах и SMS. Виброзвонок работал, но телефон молчал. При этом, что характерно, разговор был возможен в обоих направлениях, да и музыку он воспроизводил (это ж всё ж таки смартфон - куда ж без музыки). Но вот звонить - отказывался наотрез. Но даже это не беда.
Беда в том, что после обновления телефон начал стремительно спиваться. Именно спиваться - иначе этот процесс не назовёшь. Связь с вышкой он держал не более получаса, а потом терял наглухо. При этом вызовы с него шли, но куда - тайна сия великая есть. Если же звонить мне, то создавалось ощущение, что я трубку не беру. В адресной книге в примечаниях к контактам стали появлятся какие-то обрывки текста из других контактов. Календарь наотрез отказывался менять сроки событий, если они уже были единожды заданы. После перезагрузки смартфон трижды спрашивал ПИН карты и трижды потом заявлял, что ПИН набран неверно и всё, амба. Но карту принимал. Правда, через пол-часа модуль связи отваливался в тартарары и приходилось начинать сначала. Одну SMS телефон мог получить и пять раз - по настроению. В общем, прогрессирующая белая горячка. В итоге телефон был сочтён безнадёжно больным, выключен и задвинут в дальний угол с чувством глубокого разочарования.

P.S. Мой читатель (если ты существуешь)! Я, как и ты, люблю сказки с хорошим концом. А это значит, что и у этой моей сказки будет хороший конец - иначе я не взялся бы за перо. Ну, то есть, за клавиатуру...
--
Creative Commons License
Подробнее об этом…

Комментариев нет: