18 ноября 2009 г.

Взбираясь по гносеологическим ступенькам

Совсем недавно известный блоггер Фриц Моисеевич Морген, с особой трепетностью относящийся к проблемам образования на Руси, вступил в дискуссию с неким оппонентом, о каковом известно, что это педагогический работник, с очень хорошим стажем и, скажем откровенно, с очень неплохой подготовкой в своём вопросе. Фриц Моисеевич опубликовал дискуссию в своём блоге. Но разговор у них, прямо скажем, не задался...


Основная идея дискуссии сводилась к гносеологической лестнице - неосознанное незнание, осознанное незнание, осознанное знание, неосознанное знание. Сначала человек даже не знает, что есть что-то, о чём он не знает и чего он не понимает и не умеет. Потом этот человек каким-то образом узнаёт, что есть ещё на свете совершенно неведомые ему вещи. Со временем человек эти вещи познаёт и теперь он знает, понимает и умеет что-то новое, чем с успехом и пользуется. Ну и вершина всего - человек применяет новые познания интуитивно, даже не задумываясь, что у него есть какое-то знание и какие-то навыки. Это и есть гносеологическая лестница, и об неё-то и споткнулись Фриц Моисеевич со своим оппонентом.
Фриц Моисеевич, если кто не в курсе, последовательно защищает систему образования, при которой школяру самому будет предоставлено выбирать, что и в каком объёме изучать и какие навыки получать. Педработник, совершенно очевидно, защищает сложившуюся позицию образования, при которой школьников обучают всему на свете хотя бы в начальной стадии.

Фриц Морген, по сути, предполагает, что в современном обществе школьник - равно как и любой другой человек - стоит на второй ступеньке гносеологической лестницы. Школьник знает, что ему может понадобиться из того, чего у него нет - соответственно, школьник может самостоятельно это недостающее приобрести, и задача школы здесь состоит не в том, чтобы заставить, а в том, чтобы предоставить - этакий магазин знаний и умений.
Педработник, в свою очередь, заявляет, что на самом деле школьник стоит на первой ступеньке гносеологической лестницы и не в состоянии самостоятельно понять, что именно и в каком виде ему надобно для последующей долгой, активной и плодотворной жизни. При этом Педработник грозится нам фатальными лакунами в образовании, а Фриц Морген, в свою очередь, требует эти самые лакуны предъявить и растолковать их фатальность.

Дискуссия очень быстро скатилась на уровень "сам дурак", почему, собственно, я её и не стал дочитывать. Но кое-какое рациональное зерно в ней всё же нашлось...
Мне стало очевидно, что на самом деле Педработник полагает, что только они - педагоги - способны за руку провести человека с первой на вторую ступеньку гносеологической лестницы. Педагог здесь - как привратник в счастливое светлое будущее, который единственный может перевести через порог новой жизни. Фриц Морген же воспитан несколько иной реальностью - Фриц Морген плотно засел в Интернете и знает (причём знает на интуитивном уровне - неосознанное знание), что любой человек с лёгкостью для себя необычайной может почерпнуть любую информацию из великого множества источников. Интернет разрушил порог вместе с воротами и сделал привратников от образования совершенно ненужными. Но Педработник об этом ещё даже не знает, а Фриц Морген - уже даже не задумывается. Собственно, потому они друг друга и не смогли понять.
Как стать системным администратором? Раньше на этот вопрос был только один ответ - найти себе мудрого наставника и долго учиться у него этой неведомой магии. Нынче же никакой наставник не нужен - любой Гугль вам подскажет, что кроме знания протоколов и сетевых сервисов необходимо уметь быть психологом, научится тайм-менеджменту, немного бухгалтерии, немного делопроизводству и т.д. Наставник потерял монопольное право на знание - право жреца, если угодно.

Впрочем, я не стал бы так уж сразу отказывать в нужности учителям и нынешней системе образования. Интернет и прочие источники информации - штука хорошая. Но никакой Интернет не приведёт в чувство тупое ленивое существо, не желающее ничему учиться и желающее лишь паразитировать на ком придётся. Иными словами, система, построенная Фрицем Моисеевичем, хороша для тех школьников, у которых есть мозг и которые ставят перед собой какие-то цели и как-то видят своё будущее. Но эта система никак не подсказывает нам, что делать с теми, кто ничего от этой жизни не хочет - ведь эти люди никуда сами собой не денутся и с ними тоже надо будет как-то решать. И вот на таки-то как раз направлена та система, которую защищает Педработник. Но беда его системы - в том именно, что она не знает и не умеет работать с людьми мозговитыми и самостоятельными, пытаясь вогнать их в свои стандарты.
Видимо, Фрицу Моисеевичу со своим оппонентом гораздо продуктивнее было бы задуматься над тем, как реализовать параллельно обе системы с тем, чтобы каждая работала со своим контингентом - подозреваю, так будет достигнут больший результат.
--
Creative Commons License Подробнее об этом…

Комментариев нет: