29 июня 2010 г.

О логистике и деньгах...


У нас в стране есть старая добрая традиция - жаловаться на отсутствие денег. Мы делаем это всегда, когда речь заходит об устранении царящего в стране бардака и перспективах начала нормальной жизни. Наши легковые автомобили не плохие и даже не очень плохие - они вообще никуда не годятся. Но, понимаете ли, денег нет на модернизацию, разработку и т.д. Наши дороги хуже нашего бездорожья, но - денег нет, всё чиновники разворовали. Иными словами, куда ни плюнь - денег нет. Мы даже абсолютно точно знаем, сколько у нас нет денег - до копеечки. Мы достигли небывалых высот в этой виртуальной экономике. Что же до реальной, то... Ну вы понимаете...
Экономист из меня, конечно, тот ещё, но я знаю пару мест,  где лежат те самые деньги, которых у нас нет...



Лот №1 - вереницы трамваев и троллейбусов
По Москве ходят трамваи. А ещё по Москве ходят автобусы и троллейбусы. Всё это называется гордым словом - система московского городского пассажирского транспорта. Дабы системность была явственно видна всем и каждому, на каждой остановке этого самого транспорта висит табличка с расписанием, на которой написано, когда этот самый транспорт должен на данную остановку приходить.
Как правило, вместо указания определённых точек на оси времени в расписании городского наземного транспорта указывают интервал движения. Так, если написано, что интервал движения составляет 10 минут, то мы должны понимать это так, что каждые 10 минут к остановке должен подъезжать соответствующий автобус/троллейбус/трамвай (с учётом небольшой погрешности). Соблюдением этого интервала достигаются две важные вещи. Во-первых, удобство пассажиров, которым не приходится ждать более 10 минут. Во-вторых, равномерность пассажиропотока, позволяющая эффективно использовать имеющиеся транспортные средства. И вот с этой равномерностью у нас последнее время - серьёзная беда.
Едва ли не повальная болезнь всех троллейбусов и трамваев заключается в их привычке ходить друг за другом гуськом. К примеру, если в расписании троллейбуса указано, что интервал движения составляет 10 минут, то в условиях Москвы это означает, что вы сначала час стоите на остановке в тщетном ожидании этого троллейбуса, а через час к остановке подваливают одновременно все 6 троллей данного маршрута, которые по идее должны следовать друг за другом в течение всего часа с равными интервалами. Иными словами, московские троллейбусы и московские трамваи - звери стадные и поодиночке передвигаться отказываются. Из чего вытекают интересные результаты...
Человек подходит к остановке и видит троллейбус, который, мягко выражаясь, полон людьми под завязку (что означает - люди из окон и дверей свисают гроздьями). Казалось бы, лучше подождать следующего, который будет через 10 минут, но! Мы же знаем, как на самом деле у нас ходят тролли. Соответственно, вопрос - который троллейбус по счёту из текущей гирлянды стоит на остановке? Если первый или второй - то имеет смысл подождать следующего, который будет через минуту (как это у них принято). А если последний? Тогда подождать следующего означает - ожидать следующую гирлянду, которая может случиться через час. Поскольку угробить час на троллейбусной остановке мало кому улыбается, люди ломятся в имеющийся здесь и сейчас транспорт. В итоге частенько можно наблюдать картинку, когда огромная толпа, ломая руки, ноги и рёбра, умещается в виде фарша в первый пришедший троллейбус, а следом за ним на расстоянии 30 метров движутся ещё 3-4 троллейбуса этого же маршрута, но пустые. Вот они, потерянные деньги! Во-первых, несчастный первый троллейбус не выдерживает таких пыток. Я сам видал вырванные с корнем двери, выдавленные стёкла и тому подобное. Вот и деньги на ничем не оправданный ремонт. Во-вторых, те тролли, что бродят в хвосте гирлянды, ездят практически впустую - средства на их движение и поддержание расходуются, но прибыли они не приносят, т.к. пассажиров не возят. Можно было бы предположить, что прибыль с лихвой приносит первый тролль - уж он-то отдувается за всех! - но не забываем о его капитальном и частенько фатальном износе.

Лот №2 - перевозка призывников
О призывной армии в России ведётся такое количество пустопорожних дебатов, что скоро, опасаюсь, они вместо просто скуки будут вызывать у населения стойкие позывы куда-нибудь съездить. Например, в челюсть. Тем не менее...
Дважды в год несчастное пушечное мясо собирают, пакуют в зелёное, пачками сажают на поезда и везут отбывать долг Родине. Так получилось, что один из моих клиентов расположен недалеко от вокзала и я, приезжая к нему, постоянно наблюдаю эти призывные отряды.
Первозят призывников за счёт казны Министерства Обороны, каковая оплачивает РЖД собственно перевозку. А казна Министерства Обороны - это, как и любая бюджетная казна, наш с вами карман. Пикантность же ситуации состоит в том, что на протяжении всего года из Москвы в какой-нибудь Новосибирск едет куча призывников служить, а навстречу им - из Новосибирска в какую-нибудь Москву, сталбыть - едет такая же куча призывников ровно с той же целью. Для иллюстрации расскажу казус, случившийся в нашей части.
Служил ваш покорный слуга в Будённовске - в том самом. Степь, летом ниже 40 не бывает. Зимой снега не допросишься, а -10 - уже небывалое дело. И прислали нам партию призывников - голов 40 - ажно из самого Мурманска или ещё какого сурового Челябинска (сейчас уж и не упомню). Ребята все были здоровенные, мгучие, но... Свои родные -50 они переносили на раз и даже не замечали, а вот попав в +50 не сдюжили - в течение буквально пары часов едва не всем составом попали в медроту с тепловым ударом. Командование поняло, что если этих товарищей срочно не услать отсюда в зону какой-нибудь вечной мерзлоты, то они в прямом слова смысле сгорят к той самой матери. Поднапряглись и услали, но... Кто-нибудь может объяснить, за каким было сначала гнать всех их за прорву километров сюда, а потом обратно? Неужели сразу подумать нельзя было и не напрягать РЖД - и не тратить попусту деньги?
Подобное у нас наблюдается повсеместно. Толпы призывников из Москвы шлют в Сибирь служить, тратя на их перевозку кучу денег. Зачем? В Сибири нет народу? Но если в Сибири  так плохо с людьми, то откуда берутся те толпы призывников, которых гонят из Сибири в Москву, тратя на их перевозку кучу денег?
Все попытки создания нормальной армии в России сводились к одному - нет денег, совсем нет денег. Однако же на бессмысленное перемещение огромных масс людей деньги у армии есть...
--
Creative Commons LicenseЯ на Twitter
Я на Juick
Подробнее об этом…

Комментариев нет: