3 октября 2008 г.

Навеяло…

По сообщениям РИА Новости Аккредитационная коллегия Рособрнадзора не подтвердила статус университета для Барнаульского Государственного Педагогического Университета и Санкт-Петербургского Государственного Архитектурно-Строительного Университета. По словам главы ведомста, эти ВУЗы на университеты не тянут и могут подать заявку на присвоение статуса института или академии (смотря по показателям). Было также отмечено, что отказ в статусе университета скажется не столько на зарплате и прочих материальных вещах, сколько именно на статусе – не надо обманывать студентов и завлекать их тем, чего реально ВУЗ дать не в состоянии. Далее сообщается, что ещё двум ВУЗам, подавшим заявки на присвоение статуса университета, отказано в аккредитации. Из четырёх заявок на присвоение статуса института была удовлетворена только одна; ещё восемь ВУЗов этот статус успешно подтвердили.
Дополнительно в материале приведена и статистика – из 755 государственных ВУЗов аккредитацию имеет 731 (96%); из 674 негосударственных – только 448 (66%). От себя добавлю, что в пресловутых США имеется 1944 университета и 1138 колледжей (community colleges).
Вот, теперь буду немного размышлять…

В США проживает около 300 миллионов народу, в России – без малого 180 миллионов. У нас полторы тысячи ВУЗов, у них в сумме – тысячи три. То есть, получается (по грубым прикидкам и оценкам) у нас что народу вдвое меньше, что ВУЗов. Данных по количеству студентов у меня нет, равно как и по возрастному составу населения, так что более подробный анализ провести не получится, хотя из него могут выскочить всякие интересности, ну да ладно… Самое главное я себе уяснил – по количеству ВУЗов на душу населения мы не отличаемся ни в какую сторону от США (во всяком случае, не отличаемся сколь-нибудь существенно). Гордиться нечем, хотя и стыдиться нечего – отрадно… Или не отрадно?
Мы прошли некую точку бифуркации. Было время, когда ВУЗы в стране плодились быстрее кроликов. Помните? На каждом углу каждой улицы было по банку, а ровно напротив всех этих банков стояли институты, университеты, академии и тому подобное. Особо бурный рост наблюдался, как только стали разрешены негосударственные учреждения. И далеко не все эти учебные заведения были высшими – организовать достойный университет вот просто так, на ровном месте и одним взмахом руки невозможно в принципе. Невозможно потому уже, что нереально вырастить, воспитать или иным образом составить нормально функционирующий преподавательский коллектив для такого учреждения – всё ж таки ВУЗ, а не так себе. Но…
Посмотрите основные достоинства любого ВУЗа, так или иначе себя рекламирующего. Среди них мы всегда услышим об отсрочке от армии, государственном дипломе, хорошо оснащённых корпусах и т.п. До недавнего времени перечисленные мной достоинства были основной завлекалочкой для абитуриентов. Что характерно, получить информацию о том, чему же в итоге меня научат и на фига оно мне надо будет в жизни, было совершенно нереально (сейчас ситуация слегка меняется в лучшую сторону). Я, к примеру, потратил несколько часов своей жизни (да ещё в погожий денёк в самом конце лета) на участие в некоем официальном мероприятии, где мне рассказали о том, что мне неслыханно повезло быть принятым на обучение в мой ВУЗ – мне и корпуса просторные да оборудованные, мне и преподаватели, мне и пресловутая отсрочка от армии, равно как и ещё вагон плюшек, но… Мне так никто из маститых учёных мужей и не сказал, какой в итоге от меня стране прок будет и какой прок лично мне станет от того, что я стану химиком. Мне не рассказали, что химики пользуются бешенным спросом на производстве и им платят бешенные деньги. Мне не рассказали о прошлых выпускниках моего ВУЗа, которые работают в крупных химических концернах и двигают вперёд науку и жизнь человека. Этого ничего я так и не услышал. В итоге…

В итоге у меня создалось стойкое впечатление, что либо я чего-то не понимаю, либо одно из двух. Не могу утверждать точно, но мне кажется, что средний такой американец идёт в университет (или колледж) для того, чтобы научиться и стать, скажем, химиком – этот средний американец хочет заниматься химией и на химическом производстве (чужом или своё организует) зарабатывать деньги. Параллельно повышая своей работой качество жизни в своей стране (качество жизни бывает и на вещном уровне тоже). А у нас, в России? Лично я понял для себя ещё в то время, что у нас человек идёт в университет (институт, академию) для того только, чтобы получить корочку и отсрочку от армии. Для США высшее учебное заведение – фабрика по производству специалистов и средство получения знаний. Для России же оно же – убежище от армии и лавка по продаже корочек. В итоге получается, что создать ВУЗ на самом деле – не так уж и сложно. Для этого нужно всего лишь помещение (достаточно большое) и связи для получения аккредитации, чтобы раздавать корочки и отсрочки. Немудрено, что со временем – как за дело взялись – ВУЗы стали превращаться в то, чем и были изначально – в шарашкины конторы.
Подробнее об этом…

Комментариев нет: