19 мая 2009 г.

«Ура! Амнистия!» или «О цветном принтере и коллективном разуме»

Под амнистию, если верить сообщениям портала Security Lab, попадают все владельцы цветных принтеров и ксероксов.

В былые времена – и ваш покорный слуга тому свидетелем – существовала законодательная норма, в соответствии с которой каждый, кто купил себе цветной принтер или ксерокс, был обязан ставить сие устройство на учёт в милиции. Во избежание. Допреж, во избежание повального печатания денег и паспортов, а також и иных государевых бумаг – почтовых марок, дипломов и всякого такого. Также и для противоборства печатанию фотографий похабных с блудницами богомерзкими. Появились сии правила в 1994 году стараниями незабвенного нашего Виктора Степановича в бытность его премьер-министром.
Правила существовали, все о них знали, и… Все их игнорировали. Причём в данном случае когда я говорю «все» – я подразумеваю именно всех поголовно. Продавцы цветной печатной техники никому и ничего не сообщали. Покупатели ни в каких милициях ничего не регистрировали. Сами милиционеры – и вовсе вопиющий факт! – пренебрегли широченным непаханным полем взяток и коррупции и никаких принтеров и ксероксов и знать не знали. Милицейские чиновники и начальники не менее размашисто клали с прибором на подобное отношение к высочайшим указаниям со стороны своих подчинённых.
Стоит, пожалуй, отметить, что по тем временам (пресловутый 1994 год) цветными были только струйные принтеры. Стоили они по тем временам весьма и весьма прилично. Что характерно, уже тогда качество распечаток с этих принтеров было весьма и весьма хорошим.
Со времён принятия шедеврального постановления имени Черномырдина минуло 15 лет. Цветные принтеры и плоттеры, ксероксы и МФУ прочно вошли в нашу жизнь. Цены на них упали ниже плинтуса – 1200 за струйный Lexmark, 2200 за лазерный Canon, 8000 за фотопринтер Epson. Цветные печатающие устройства стали невероятно доступными, что не может не радовать. И вопросы их регистрации в компетентных органах до сих пор игнорировались в повально-тотальном порядке.
Пока не нашлась среди всех-всех-всех некто Кирюхина В.В. Дотошная леди не поленилась выяснить все обстоятельства и задаться вопросом – а какого, собственно, хрена? Какого хрена ей ставить квартиру на сигнализацию (этого требовало постановление для квартир с цветными принтерами)? Какого хрена она должна вести учёт каждого отпечатанного на этом принтере экземпляра с кратким описанием, что именно там печаталось? С какого хрена милиция имеет право входить в её квартриру без каких-либо санкций потому только, что там есть цветной принтер?
Все эти, и ещё парочка «хренов» были предъявлены Верховному Суду. Верховный Суд почесал свою верховную репу и признал, что в соответствии с Конституцией РФ права граждан может ограничивать только федеральный закон. Данное постановление права граждан безусловно ограничивает, но вот до федерального закона ну никак не дотягивает, невзирая на всю внушительность фигуры Виктора Степановича. Иными словами, постановление принято в нарушение полномочий Правительства. Но это ещё не всё…
Как оказалось, в законе о милиции пункт, обязывающий эту самую милицию регистрировать цветные принтеры, отменили ещё пять лет назад. А постановление отменить забыли, видимо.

Согласно Google Trends, интерес к цветным принтерам в России (точнее, в русскоговорящем сегменте сети) проявился во второй половине 2007 года. Подозреваю, именно в это время цены на цветные принтеры достаточно упали и сами принтеры стали доступны всем желающим. До тех пор основным потребителем данных агрегатов были организации. В итоге:
  • 1994 – принятие постановления имени Черномырдина;
  • 2004 – отмена пункта о принтерах в законе «О милиции» (+10 лет);
  • 2007 – проявление интереса к цветным принтерам со стороны широкого круга пользователей (+3 года);
  • 2009 – решение Верховного Суда об отмене постановления имени Черномырдина (+2 года).
Лаг в два года между решением Верховного Суда и проявлением интереса к цветным принтерам говорит о неповоротливости нашей власти. Этот лаг – явление того же порядка, что и конфискация сайта, предпринятая судом Хакасии в декабре 2006 года. Этот лаг – показатель того, как власти отстают от времени и технического прогресса. При этом лаг в два года в данной области – это чудовищный временной промежуток, ибо темпы прогресса очень и очень велики. Власть и общество слишком инертны и попросту не успевают воспринимать новые реалии. Кстати, косвенно это подтверждает углубление конфронтации между специалистами IT и рядовыми пользователями компьютеров.
Однако же инертность и неповоротливость общества и власти – явления хоть и малоприятные, но вполне понятные. Но вот лаг в 5 лет между отменой пункта о принтерах в законе «О милиции» и отменой постановления имени Черномырдина… Бардак, царящий во властных головах и их (разумею – голов) неспособность ориентироваться в ими же самими сочинённых законах привели к тому, что в течение 5 лет куча физических и юридических лиц нарушали закон, будучи лишёнными возможности его исполнить. Представьте себе – приходит проверка в организацию и видит цветной принтер. Год 2006. «А зарегистрирован ли он?» – вопрошает проверка. Ну конечно же нет – ведь милиция их уже не регистрирует. И проверка обязует организацию зарегистрировать принтер под угрозой штрафа и прочих санкций – ведь постановление Правительства ещё не отменили. Просто удивительно, как под этим соусом проверяющие чиновники не сколотили себе миллиардных состояний – ведь более благодатной ситуации для коррупции и придумать невозможно.

В итоге имеем диагноз – властные головы не в состоянии своевременно отслеживать изменения и на них реагировать. А также не в состоянии отслеживать все происходящие изменения. Иными словами, ёмкость властных голов ограничена (не важно, в силу каких именно причин) и её не хватает. Как быть?
Я бы предложил модель коллективного разума. Обратимся к опыту сообщества Open Source. Каждый программист может написать программу, каковую он считает хорошей, полезной и вообще самой лучшей на всём белом свете. И, разумеется, хотел бы поделиться со всеми – осчастливить, так сказать, всё человечество одним махом. В сообществе Open Source автор выкладывает свою программу вместе с исходными текстами на всеобщее обозрение и использование. И тут же получает обширнейший feedback – добрые и не очень люди не поленятся, протестируют программу, разберут её по косточкам и найдут в ней все ошибки, баги и недоработки. И, что самое главное, напишут об этом автору программы, указав, где и как он накосячил. После этого автор, засучив рукава, может все косяки устранить и его программа действительно станет самой лучшей на всём белом свете. Более того…
Известен случай, когда эксперимента ради в репозитарии программ Open Source выложили код с заведомо опасным куском, через который можно было скомпрометировать компьютер с программой. Этот опасный код не пролежал в репозитории и 20 минут – был замечен и изничтожен, а автору указали на недопустимость таких шуток.
Когда программа перестаёт отвечать реалиям времени, автору указывают на необходимые новшества, после чего или он их внесёт, или же программа умрёт, заменившись на что-то более актуальное – это тоже заложено в принципах сообщества Open Source.
А теперь предположим, что вместо программ мы говорили о законах. Полагаю, что организовать подобное сообщество на законотворческой ниве вполне возможно технически, а уж за добровольцами дело не станет.
--
Creative Commons License
Подробнее об этом…

Комментариев нет: