22 декабря 2009 г.

О гнилых чердаках и пыльных душах...

В рамках кинофестиваля "Зимняя Эйфория" (осторожно! сайт выдаёт два всплывающих окна!) был, в числе прочих, показан фильм исландского режиссёра Балтазара Корманкура под названием "Свадьба в белую ночь". Некто, предваривший показ краткой речью ниочём, сообщил, что фильм будет прокатываться в России, так что желающие могут его отловить и посмотреть. Я же - о некоторых размышлизмах (в терминах блогов), порождённых этой лентой...



Фильм повествует о том, как некий человек женился во второй раз. Точнее, о двойном убийстве. Фильм о том, как человек дважды убил любовь, причём первый раз - вместе с любимой. И, как водится, о стаде баранов. Впрочем, чёрт с ними, с баранами...

Любовь может умереть. Романтики верят, что любовь вечна и сама от себя не умирает, а тот, кто её убьёт - злобное чудовище и всё такое. Но я не романтик и понимаю, что любовь может умереть сама собой. Умирает любовь, рождённая ошибкой. Умирает любовь, возникшая во тьме. Страсть тоже рождает нежизнеспособное потомство. Поводов немало, но не в этом суть. Фильм повествует о том, как умирает любовь, погребённая под пылью пустой, мёртвой души. И о трусости - о той самой трусости, которая до самого конца не позволяет признаться себе и своей половинке в том, о чём на самом деле оба уже давно и достоверно знают.
Впрочем, если бы пылью были покрыты обе души, это не вызывало бы протеста, поелику в нашей жизни, увы, слишком много встречается таких географических пар. Хуже другое - хуже, когда живая душа любит и верит в такой вот пыльный чердак. Верит, потому что хочет верить - потому что сама любит. Простая сцена - Анна с полным тазом водорослей взахлёб рассказывает, что у неё есть новая идея, что она сейчас построит инсталляцию с этими водорослями, что водоросли символизируют море, как колыбель всего живого. Она сама ещё не знает, что именно она придумала, но ей это и не важно - ей важнее поделиться каким-то своим ощущением с близким человеком, сделать его сопричастным тому, что в этот момент переполняет её саму. И что в ответ? "Это обязательно?".

Вообще-то, это и в самом деле не обязательно. Я легко могу понять человека, которому безразличны начинания своего ближнего и вся его жизнь безразлична. В народе говорят - насильно мил не будешь. Меня повергает в тотальное недоумение другое - почему при всём этом безразличии, перерастающем в отвращение, человек не может прямо заявить об этом? Что мешает отпустить человека с миром, решительно расставив все точки над ё и не превращая ситуацию в трагедию? Деликатность? Но о какой деликатности можно говорить при полном безразличии?
Трусость и только трусость вижу я здесь. Ту самую трусость, которая - уже злая воля. Потому что такой трус прекрасно видит и осознаёт всю гнусность своего поведения, но даже и не думает его корректировать. Гости в церкви, священник наготове, новую невесту ведут к алтарю, но наш герой стоит перед могилой своей предыдущей жертвы - якобы в раскаянии и раздумиях о мерзости своей. Отзывает невесту в сторонку. Кается, ругает себя, патетически отменяет свадьбу, убегает даже. Но позволяет себя догнать, позволяет себя уговорить. Почему? Зачем? Ради кого весь этот дешёвый спектакль, если через пару лет всё повторится? Ведь вместо души - всё тот же гнилой чердак, с которого так и не вымели пыль...

Отдавая дань законам жанра, при обсуждении фильма надо с умным видом высказаться об игре актёров и режиссёрской и операторской работе. Дабы не нарушать заветы предков, скажу, что актёры безупречны, режиссёр хорош в высшей степени, пейзажи великолепны и бесподобны операторы, сумевшие всю эту красоту передать. Честно! Без сарказма!
--
Creative Commons License Подробнее об этом…

Комментариев нет: