26 февраля 2010 г.

Финляндия 2010 – Сафари…

Продолжаю отчитываться о предпринятой не так давно поездке в славную страну Финляндию, край мудрых древних саамов и их не менее мудрых современных потомков. Почему такая пауза между отчётами? Так Финляндия же…



Сафари – дело серьёзное. Во-первых, нужен джип хороший. Пара ружей, тоже очень хороших. Бриджи и пробковый шлем – аттрибут непременнейший. Проводник-негр – всенепременно. И вот в таком комплекте можно отправляться на сафари – буйволов настрелять, тигров али слонов каких. Но это – в Африке. В Финляндии такое сафари не проживёт и пятнадцати минут – помёрзнет к той самой матери начиная от джипа и заканчивая проводником-негром. В Финляндии всё выглядит иначе…
Во-первых, заместо джипа вы берёте хороший снегоход, потому как он всяко уместнее джипа, да и по льду Ботнического залива пройдёт ловчее. Ружья не берёте вовсе, потому что мы мирные люди и не фиг тута! Бриджи и пробковый шлем меняем на ветронепродуваемый утеплённый костюм, в такой же костюм одеваем негра-проводника и – вуаля! Вы готовы к суровому финскому сафари! Хотя, постойте! Не забудьте проводника-финна – ваш-то негр тут мало к чему пригодится. Славный потомок саамов познакомит вас не со ставшими последнее время несколько обыденными тиграми, львами, слонами и мартышками. Вам покажут нечто куда как более интересное, милое, симпатичное и улыбчивое. Знакомьтесь – вот он какой, северный олень

Оказывается, северные олени очень даже небольшие – изрядно меньше лошади. Лично для меня это было несколько неожиданно – мультяшные стереотипы оказались очень сильны. К примеру, этот симпатяга в холке будет мне где-то по грудь, а я, в свою очередь, баскетбольным ростом не отличаюсь. Кроме того, лапы, каковые язык просто не поворачивается назвать копытами. Из учебника биологии все знают, что северным оленям нужны такие разлапистые копыта, чтобы не проваливаться в снег, так что всё логично. Но то учебник биологии, а посмотреть в реальной жизни всё равно впечатляет – такая разлапистая лапа, и скрипит он ими по снегу, когда ходит, этак по-северному внушительно. Ну и, наконец, нос – у этих милых плюшевых созданий он совершенно пушистый! В совокупности получается, что моська северного оленя сильно смахивает на обычный валенок. В общем, совершенно вееричные зверюги, всем рекомендую.

Про саму снегоходную прогулку сильно рассказывать не буду – для нас это дело привычное, уже опробованное в гораздо более суровых условиях, нежели в Кеми. Но кое-что вспомню…
Заглянувшие на карту могут обнаружить, что Кеми стоит на самом берегу Ботнического залива в самой северной его части. Островов там не то чтобы много, но в количестве достаточном и даже чуть больше. И на этих островах живут люди, каковым постоянно приходится по той или иной надобности мотаться в собственно Кеми – на работу, за продуктами и т.п. Ясное дело, кругом по мостикам или на лодках или ещё как. Так вот, потомки мудрых саамов додумались до того, что европейцу нормальному и в голову не пришло бы – зимой, когда Ботнический залив промерзает в достаточной мере (а промерзает он изрядно) эти люди просто прокладывают трассу в город по льду. Что-то сродни Дороге Жизни в Великую Отечественную войну, правда здесь это носит гораздо менее экстремальный характер. Для нас это звучит несколько диковато и боязно – а ну как под лёд, да вместе с машиной. Но потомки мудрых саамов прекрасно знают, что такое лёд Ботнического залива

Кстати, очевидцы свидетельствуют, что вода Ботнического залива – ни разу не солёная. Как эти очевидцы умудрились её попробовать при такой-то толщине льда? А очень просто…

Снегоход – машинка хоть и сильная, но маленькая. Берёт всего двух седоков – маловато будет, как говаривал известный мужичок из пластилинового мультика. Вот мы и решили, что наше сафари можно было бы продолжить на чём-нибудь более масштабном. Но на чём? Автобус? Как-то не забавно. Самолёт? Да ну его – сильно высоко летает. Паровоз? В принципе, покатит, но вот рельсы… В итоге мы остановили свой выбор на вот таком транспортном средстве

Знакомьтесь – Сампо, боевой арктический ледокол. Построен в Хельсинки в 1960 году вместо своего предшественника с тем же именем. Его достойный предок бороздил (хотя лучше сказать “сокрушал”) просторы Ботнического залива с 1898 до 1960 года и был первым европейским ледоколом с двумя винтами – на носу и на корме. У нынешнего Сампо их тоже два – славный сын своего рода. Как и предшественник, Сампо около тридцати лет использовался по прямому назначению – поддерживал судоходство в Ботническом заливе зимой, разнося вдребезги напополам арктические льды. Выработав свой ресурс, Сампо стал готовиться к списанию и уничтожению, но мэр Кеми, во всех смыслах достойнейший человек, официально заявил, что выбрасывать хорошую вещь – пижонство и противоречит демократическим ценностям европейской интеграции. После чего велел Сампо катать по льдам туристов к их вящей радости и к вящей прибыли Кеми. На самом деле сейчас Сампо – действительно боевой ледокол, ни разу не устарел и до сих пор с лёгкостью крушит арктические льды. Причина его списания кроется даже не в том, что он выработал свой ресурс, а в том, что грузовые корабли, которым ледоколы и прокладывают путь, растолстели настолько, что просто перестали помещаться в пробитую Сампо колею.
В случае с Сампо мудрые потомки саамов придерживаются того же принципа, что и в случае с минералогическим музеем Кеми – пусть туристы насытят своё любопытство, бо уж если арктические льды не смогли навредить славному кораблю, то туристы – и подавно не помешают. В итоге нашего брата пускают и на мостик

И даже в машинное отделение, где бьётся могучее сердце Сампо

Радости туристов нет предела и некоторые с этой радости даже несколько перегреваются – приходится бедолаг остужать прямо в воде залива, благо при наличии ледокола добраться до неё труда не составляет

Лично я, будучи человеком со стойким нордическим типом характера, перегреву не поддался и от арктического купания воздержался. Вместо этого я исследовал нос Сампо (очевидно, для сравнения с носом северного оленя – этакий сравнительный анализ). Ощущение, надо сказать, словами непередаваемое – стоять на льду и держаться за нос ледокола

Я вообще отношусь скорее к любителям крупных форм и ценителям масштаба. Бескрайние пространства

Огромные, по-фински неторопливо машущие крыльями ветряки

И всё это – в какой-то особенной, совершенно спокойной тишине. Словами этого не передать – это надо видеть и чувствовать самому
Финляндия 2010 – Сафари

P.S. Если вы думаете, что на этом серия отчётов из страны славных потомков саамов закончена, то, смею вас заверить, вы-таки сильно ошибаетесь…
--
Creative Commons License Подробнее об этом…

Комментариев нет: