23 апреля 2010 г.

Каждому вору – по лицензии!


На «Эхе Москвы» начали (довольно давно начали) серию передач совместно с сотрудниками МВД РФ на предмет разъяснения гражданам нашей многострадальной страны основных принципов, которые позволяют не стать жертвой воров, грабителей, мошенников и т.п. Полезно и познавательно, хотя ничего принципиально нового, но речь не об этом…
Сегодня в передаче шла речь о мобильниках – о том, как их крадут, почему их крадут и как бы сделать так, чтобы их красть перестали (ну или хотя бы стали красть на порядки реже). И одна из основных мыслей выступавшего деятеля из рядов нашей доблестной милиции – В. Трутнева, начальника УВД по СВО Москвы – сводилась к тому, что надо бы лицензировать продажу и подключение мобильников, выдавая гражданам этакие разрешения на эти самые мобильники. Каковые разрешения на заре эры мобильной связи на Руси уже были, но позже были отменены. Текст передачи доступен на сайте радиостанции (там же – звук). Суть же идеи и небольшой её анализ – ниже…



Предлагается сделать так, чтобы мобильный аппарат можно было приобрести и подключить, только пройдя процедуру идентификации. Проще говоря, по паспорту, как сейчас СИМки выдают. Соответственно, к мобильнику предполагается выдавать разрешение, в котором будет написано, что принадлежит он на законных основаниях Васе Пупкину. Деятель из милиции полагает, что в таком случае украденный мобильник нельзя будет использовать повторно, потому как разрешение и потому как ограбленный владелец может преспокойно подать в суд на оператора мобильной связи за то, что он подключил его мобильник куда-то там без его на то разрешения. Вроде бы, всё логично, но…

Во-первых, встаёт вопрос о собственно осмысленности таких действий и такого института лицензирования в принципе. Нынче даже самый дремучий варвар с северных окраин знает, что у мобильника есть так называемый код IMEI – своеобразный аналог MAC-адреса сетевого устройства, который уникален для каждого мобильного аппарата. Магическую абракадабру «IMEI» мы держим на задворках подсознания и памяти потому, что в своё время кто-то там что-то такое говорил о какой-то блокировке по IMEI. Так вот…
В момент, когда вы набрали свой ПИН и телефон сообщил вам, что вот он поймал сеть, ваш аппаратик сообщает оператору две вещи – уникальный код вашей СИМ-карты и этот самый уникальный код IMEI. На основании этих двух идентификационных данных, собственно, и просиходит доступ в сеть оператора и обеспечение вас услугами «согласно купленных билетов». Если хоть один из этих идентификационных кодов заблокирован, вас тупо не пустят в сеть. Я сейчас тут вещаю тупые, банальные прописные истины, но…
А ну-ка ответьте мне, какой у вашего мобильника код IMEI? Быстро! Ведь вы же не знаете! Мало того, что вы этого не знаете (собственно, вы же не обязаны помнить эту заумную цифирь), так он у вас ни на какой надёжной бумажке не записан! И вы даже не знаете, где его подсмотреть можно! В итоге, когда у вас (не приведи Всевышний, конечно же) уведут мобильник, вы, конечно же, позвоните своему оператору и поплачете, что вот такие дела и надо бы заблокировать СИМ-карту. Карту вам заблокируют, но как раз карта-то грабителя не интересует – грабителю нужен ваш телефон. Если его уникальный код IMEI не заблокировать, то этот аппаратик будет продолжать успешно регистрироваться в сетях мобильных операторов – аппарат продолжает работать. Стало быть, его можно продать и получить свой профит, чем, собственно, грабители и занимаются…
Идея, как кажется, висит в воздухе и вопит о себе во всё горло. Украли у вас мобилу – звоните оператору, называете свой номер и код IMEI украденного аппарата и дело в шляпе! Оператор вносит IMEI в стоп-лист и украденный телефон просто перестанет работать. Соответственно, как только люди поймут, что краденные телефоны теряют всякую ценность, их тут же перестанут красть, что вполне логично. Всё просто до неприличия, но…
Я звонил в МТС, я звонил в Мегафон, и везде мне сказали, что могут заблокировать только мою СИМ-карту, но не мой «украденный» аппарат. Я не позвонил в Билайн – там нужно назвать паспортные данные и свой номер телефона, а я не являюсь абонентом Билайна – но предполагаю, что в Билайне мне ответили бы то же самое.

Гадать, почему столь очевидный механизм противодействия кражам мобильных телефонов всё ещё не запущен, можно долго. Вот здесь, к примеру, есть несколько в высшей степени резонных соображений на эту тему, повторять которые не буду. Однако если этот простой вариант невозможен в силу нежелания операторов мобильной связи его осуществлять, то что нам остаётся? Остаётся нам, увы, либо жить при нынешней ситуации, либо принять предложение деятеля из МВД. Каковое предложение состоит в выдаче всем носителям мобильников разрешения на ношение мобильника, без коего хрен вы что с этим мобильником сможете сделать. Давайте пройдёмся по основным аспектам использования мобильных здесь и сейчас…

Во-первых, СИМ-карты. Людям нынче иногда свойственно менять их по самым мелочным причинам, особенно это касается личных СИМ-карт. К примеру, в порыве страсти некто может купить новую СИМ-карту (благо их на каждом углу продают) просто для того, чтобы «все эти уроды больше не звонили». Старую в порыве страсти же выкинуть с моста в реку. А через три месяца восстанавливать, потому что «на самом деле они же все славные, просто я в депрессии был». С введением в действие предложений Трутнева просто так СИМ-карту уже не купишь. Начать с того, что и так уже при покупке СИМ-карты требуют паспорт, каковой далеко не все с собой носят, а теперь могут затребовать ещё и телефон и разрешение к нему. А ещё могут упереться – а не дадим вам СИМ-карту, потому что у вас уже есть.
Во-вторых, гаджетоманы. Есть люди, которые меняют мобильники буквально как перчатки – ни один мобильник они не носят дольше пары недель. Мода, придурь – не важно. В течение полугода такой человек накопит миллион разрешений на разные аппараты, каковые ему придётся тщательно хранить и каталогизировать, ибо с каким аппаратом он сегодня идёт клубиться, такое разрешение ему с собой и брать. Этакий архив разрешений на ношение и применение мобильного телефона с каталогом и системой поиска. И секретаршу нанять, чтобы нужное разрешение находила.
В-третьих, снова гаджетоманы. К примеру, у одного человека отец, располагая средствами, как раз «страдал» такой вот гаджетоманией – менял мобильники, как перчатки. А «поношенные» отдавал своему сыну – тот был достаточно взрослый и вполне мог сам себя мобильником обеспечить, но не видел смысла, т.к. не страдал снобизмом и не считал слегка юзанный гаджет от отца оскорблением своему величию. Получается, теперь отец должен вместе с сыном идти в специальную контору, дабы в ней перерегистрировать мобильник с одного на другого. И так каждый месяц.
В-четвёртых, практика резервного телефона. Есть такой подход – в дальнюю поездку брать с собой несколько мобильных телефонов на одну СИМ-карту. Скажем, едем со своим смартфоном на дачу, а сумке лежит полностью заряженный и выключенный какой-нибудь примитивный телефончик (как правило, с вытащенным аккумулятором). На тот случай, если смартфон разрядится, а с электричеством в деревне всегда нелады. Или, скажем, поставить тот же разрядившийся смартфон на зарядку, а с запасным по грибы пойти, дабы и к дому не привязываться, и без связи не оставаться. Ежели предложение Трутнева принять, то теперь не получится просто переложить СИМ-карту в новый аппарат – придётся брать аппарат, брать на него разрешение и идти в контору (в деревне, ага…) для переподключения.
В-пятых и далее каждый может продолжить на основании собственного опыта использования мобильной связи. К примеру, несколько СИМ-карт у человека, постоянно мотающегося в командировки за границу.

Мы могли бы предположить, что все эти неудобства – вполне решаемые при грамотном подходе – есть цена за прекращение краж мобильных телефонов. В конце концов, за всё нужно платить. Так давайте же посмотрим, к чему в реале приведёт предложение г-на Трутнева…
Во-первых, проверим идею на столь модную нынче коррупционную составляющую. Дмитрий Анатольевич велел всем с коррупцией бороться – вот мы и поборемся. Разрешение на мобильный телефон предполагается в качестве средства доказательства принадлежности именно этого мобильного телефона именно этому гражданину. Стало быть, не будет ли верно в глазах наших доблестных стражей порядка и обратное – ежели у тебя нет разрешения на этот мобильник, то ты его украл и ух мы сейчас тебя как заарестуем! Поле для коррупции – ну просто непаханное, и урожай само приносит шесть раз в год. При этом читаем стенограмму эфира с г-ном Трутневым:
Они же реализуются буквально на каждом углу!
Приведены буквальные слова г-на Трутнева, каковой признаёт наличие очень простого факта – краденные мобильники без всякого стеснения предлагают всем и всюду, ни от кого не скрываясь и ничего не опасаясь. В Москве нередка картина, когда на одном и том же углу стоит уличный продавец мобильников и патруль милиции – и эти две стороны никак друг другом не интересуются! При этом тот простой факт, что все мобильники у этого торговца суть ворованные очевиден поголовно всем, не исключая мирно дремлющую в сторонке дворнягу. Милиционеры не подойдут к барыге и не спросят – а откуда у тебя товарец-то? Не потребуют накладные и всякие прочие документы. И барыга даже не подумает за угол отойти – он знает, что ментов он не интересует. Хочется спросить г-на Трутнева, чем же поддерживаются столь братские и уважительные взаимоотношения простого предпринимателя и органов правопорядка, но не будем, пожалуй, ставить человека в неловкое положение. При этом торговые операции у нас как раз регулируются законодательством. Не вполне понятно, почему в голову г-на Трутнева не пришла простая идея – если продажа ворованного мобильника станет делом очень опасным (поймают и посадят), то мобильники перестанут воровать, дабы не связываться. Как обычно – вместо выполнять свои обязанности создаём милиции новую кормушку.
Что же до повторного подключения (во-вторых), то тут предложение г-на Трутнева, к сожалению, особой пользы не принесёт. Если на любом вокзале за три тысячи рублей можно купить себе вполне валидный паспорт гражданина РФ (как на себя, так и на левое лицо), то насколько сложным окажется, по вашему мнению, приобретение не менее валидного разрешения на ношение и применение мобильника? Не забудьте учесть, что паспорт есть документ чрезвычайно серьёзный, дающий многие полномочия и возможности, тогда как разрешение пресловутое – бумажка мелкая и незначительная. В итоге грабитель просто выложит пару сотен рублей за эту бумажку и преспокойно продаст вам украденный телефон, как честно купленный себе. Или, что ещё проще и надёжнее, грабители будут сдавать мобильники в некие централизованные шарашки, которые будут массово снабжать их липовыми разрешениями и централизовано продавать. К примеру, сейчас на радиорынке в Царицыно таких палаток с ворованными девайсами полно. И это, кстати, наряду с обиранием граждан, забывших или потерявших разрешение на свой мобильник, станет ещё одной кормушкой милиции. Вполне возможно даже, что эта кормушка станет столь обильной, что граждан обирать подчинённые Трутнева не станут, дабы не возбуждать лишнего ненужного недовольства.
Липовое же разрешение, в свою очередь, не позволит оператору мобильной связи не подключить повторно ворованный телефон. Точнее, оператор может, конечно, усомниться в подлинности такого заявления, но… Оператор не дурак и понимает, что если он будет излишне щепетилен, то клиент (это который свои деньги оператору платит) просто уйдёт к менее щепетильному конкуренту. В итоге операторы будут просто закрывать глаза на эти разрешения и, возможно, будут подключать телефоны даже вовсе без разрешения – втихую, за прилавком.

Резюмируя всё это моё ворчание, отметим, что в который раз милиция на вопрос о борьбе с преступлениями предлагает завинтить гайки и установить тотальный контроль над всем и вся вместо того, чтобы исполнять свои непосредственные обязанности. При этом ни сил, ни средств, ни желания должным образом осуществлять этот самый контроль у милиции, как обычно, нет.
--
Creative Commons LicenseЯ на Twitter
Я на Juick
Подробнее об этом…

Комментариев нет: