23 августа 2009 г.

Об отмене дипломов

В нашей стране имеется вполне приличное количество педагогических ВУЗов. Об их качестве судить не берусь - не изучал. В чём я не сомневаюсь, так это в том, что в этих ВУЗах учится вполне приличное количество студентов. По логике вещей все эти студенты - за вычетом вылетевших до получения диплома по причине неуспеваемости и тому подобным причинам - через пять лет обучения становятся дипломированными специалистами. Всё это означает, что педагогические ВУЗы страны ежегодно поставляют стране вполне приличное количество педагогов - потому что кто же ещё кроме педагогов выходит из педагогических ВУЗов! Парадокс же в том, что учителей и преподавателей в школах (да и в самих ВУЗах) как не было, так и нет.

На самом деле ничего нового я не открыл - проблема стара, как мир. И заключается эта проблема в том, что ныне абитуриенты идут в ВУЗы за дипломом. Чтобы окончательно разобраться с великим и могучим, препарируем процесс...
Задача любого ВУЗа - подготовить специалистов в той или иной области. Которых стране не то, чтобы совсем не хватает, но которые постоянно нужны. Соответственно, КПД любого ВУЗа легко вычислить в виде отношения количества поступивших абитуриентов к количеству выпустившихся специалистов, пришедших по окончании обучения в соответствующую отрасль. По окончании обучения студенту выдают диплом - своеобразный сертификат соответствия требованиям, заявленным отраслью. Так, по идее, должна была работать вся машина. Но наши люди - они не дурнее паровоза...
Наши люди последнее время (хотя правильнее было бы сказать - уже довольно долгое время) содержанию предпочитают внешние атрибуты - медали вместо подвигов, нательный крест вместо веры. В частности, диплом вместо знаний и умений - наши абитуриенты идут в ВУЗы именно за дипломом - им не важно, какой диплом это будет, но им важно, что он будет. В итоге сам диплом выпятился на первое место, тогда как квалификация (то, что и должен давать ВУЗ, и что требует народное хозяйство) ушла в тень и даже кое-где отмирает за ненадобностью. Из диплома сделали фетиш - выпускник химфака МГУ гордится своей корочкой, но при этом не вполне понимает, чем кислород от озона отличается. Абитуриент мечтает, как он получит свой диплом и всё у него сразу станет хорошо. При этом этот же абитуриент не имеет не малейшего представления, какие знания и умения ему понадобится приобрести, чтобы всё стало хорошо. Выпускники МГИМО приучились совать всем свой диплом с порога и требовать за этот диплом миллионную зарплату и должность генерального директора (это для начала) при том, что знания и опыта не хватает зачастую и на манагера за пятьсот баксов. Знаний нет, опыт на нуле, но - диплом.

А я предлагаю отменить дипломы. Не высшее образование, не экзамены с зачётами, а именно дипломы - те самые корочки. Пусть у выпускника не будет по окончании ВУЗа ничего кроме опыта и знаний. Пусть он не сможет ослепить блеском корочки с буквами МГУ, лишите его возможности с распальцовкой демонстрировать корочку МГИМО.
Во-первых, это значительно оздоровит бизнес - в фирмы перестанут нанимать недорослей с дипломами, а вместо них придут настоящие специалисты со знаниями (заметим, что сейчас вместо того недоросля приходится вкалывать его коллегам, и не только вкалывать, но и с проблемами, которые он создаёт, разбираться).
Во-вторых, это значительно оздоровит ВУЗы - им просто придётся давать качественное образование, потому как иначе их выпускники не смогут конкурировать с выпускниками других ВУЗов, где учат хорошо и качественно. Соответственно, абитуриенты не станут пользоваться некачественными услугами таких ВУЗов и никакой пиар и разрекламированный диплом их не спасёт - без студентов они вынуждены будут закрыться и уступить место нормальным учебным заведениям.
В-третьих, это разом уберёт филистеров от образования из рядов студентов - у сонмов желающих попонтоваться своими дипломами не станет возможности получить такую цацку и они просто потеряют интерес к ВУЗам. Это будет означать, что в ВУЗы пойдут только те, кто на самом деле хочет получить знания и квалификацию, а не случайные люди, которым нужна красивая бумажка.

Казалось бы, при чём тут педагоги? Всё очень просто - педагоги есть именно та отрасль человеческой деятельности, на которой ложная ценность диплома оставила наиболее глубокий след. В педагогические ВУЗы идут за дипломом и там уже не остаётся места для тех, кто хотел бы стать педагогом.

P.S. Как побочный эффект моей идеи - искоренение взяток в ВУЗах. Диплом можно купить за деньги (что сейчас и делается всеми желающими), а вот знания и опыт - не получится.
--
Creative Commons License
Подробнее об этом…

Комментариев нет: