19 января 2011 г.

Об образовании и о стипендиях

Аркадий Дворкович в своём онлайн-интервью сделал весьма и весьма интересное предложение - отменить стипендии студентам. Каковое предложение, естественно, моментально вызвало шквал откликов, в едином порыве предлагающих отменить самого Аркадия Дворковича.


Аргументация студентофилов сводилась, в основном, к следующим пунктам:
  1. разнесчастному студенту и так кушать нечего и не на что, а тут и последние крохи забирают;
  2. бедный замученный усердным изучением наук студент просто физически не может ещё и подрабатывать, а ещё и злобные работодатели на работу не берут.
Пожалуй, не буду сильно распространяться на тему, насколько усердно на самом деле учатся наши студенты. Равно как и об их "голодном детстве", когда денег на еду не хватает, но зато всегда есть деньги на бухло в неограниченных количествах. Расскажу вместо этого о другом - снова, как и вчера, о целесообразности инвестиций.

Стипендия студенту есть вложение денег в некий проект. Каков результат этого проекта? В результате этого проекта мы получаем специалиста, который дальше пойдёт на производство, в науку или ещё куда - двигать оное производство (науку) вперёд и приносить профит своему работодателю.
В настоящий момент при поступлении в ВУЗ существует такая занимательная штука, как конкурс - на гордое звание студента претендуют сразу несколько вчерашних школяров. Многие считают, что это правильно - стране, мол, нужны лучшие и всё такое. На этой волне существуют подготовительные курсы, репетиторы и тому подобный денежный бизнес. При этом конкурс определяется отношением количества желающих поступить в ВУЗ к количеству новых студентов, которых ВУЗ может принять. Даже слово хорошее подобрали - места в ВУЗе.  Я просто-таки воочию вижу, как конкурс в ВУЗ растёт по мере поломки скамеек в аудиториях (ещё бы - количество мест же уменьшается!), а потом резко падает после очередного ремонта (все скамейки починили - мест стало больше). Собственно, в этом и заключается порочная практика - государство выделяет деньги ВУЗам на определённое количество студентов, но никто не знает, откуда эти цифры берутся, с какого потолка. А в это время бизнес гадает по полёту птиц - а не появятся ли в этом году новые специалисты нужного нам профиля и нужной нам квалификации? Абсурд...

Абсурд потому, что студентам платят стипендии. За что студенту платят стипендию? За то, что он учится - поощрение, как говорят студентофилы. И почему-то никому в голову не приходит вопрос - а кому, собственно, нужно то, чему он тут обучается, пока на него тратятся деньги?
В советское время существовала система распределения, при которой каждый выпускник ВУЗа должен был отработать не менее трёх лет по своей основной специальности. При этом никого не интересовало, что сам студент по этому поводу думает. И это правильно - страна несколько лет вкладывала в студента средства, чтобы получить из него, к примеру, учителя. Стране нужен был учитель - потому страна и вкладывалась в студента. И страна требовала от студента оплатить этот счёт - трудом учителя. Потому что, если вы не хотите работать учителем, то зачем же вы пошли учиться на учителя?
Распределение отменили на гребне эпического развала СССР, и началось - физик-ядерщик трудится клерком в банке, филолог работает секретарём (в то самое время, как в стране забывают родной язык, подменяя его гоблинским жаргоном), самолётостроитель админит сервера (тем временем страна закупает самолёты за рубежом, хотя совсем недавно туда их продавала) а химик поёт на сцене под гитару (в то самое время, как в стране даже моющее средство для посуды нормально сделать уже не могут). При всём при этом двери ВУЗов ежегодно осаждают толпы вчерашних школяров. И ежегодно же из этих дверей выходят физики-ядерщики, филологи, педагоги, химики и прочие специалисты. И бесследно исчезают в неизвестном направлении...

Ситуация удручающая, и таковой она останется до тех пор, пока мы не поймём, что студент - это проект. Проект, длящийся определённый срок и требующий определённых вложений - зарплата преподавателей, материально-техническое обеспечение учебного процесса, та же стипендия студенту. И реализуется этот проект только и исключительно при трёхстороннем договоре между бизнесом, ВУЗом и студентом. При этом:
  • бизнес берёт на себя обязательства по финансированию всего проекта;
  • ВУЗ берёт на себя обязательства подготовить в заданный срок из студента специалиста той специальности и того уровня квалификации, которые необходимы бизнесу;
  • студент берёт на себя обязательства пройти данный курс подготовки, получить специальность и квалификацию и применить их с должной отдачей для нужд этого самого бизнеса.
При таком подходе каждая сторона будет чётко понимать, что и кому должна она, а что и кто должен ей. В самом деле...
Если ВУЗ будет, вместо обучения специалистов, просто драть со студентов взятки за экзамены, то ему придётся нести ответственность перед прочими участниками проекта - ВУЗ же не готовит специалистов, как обязался. И проверяться это будет не оценками в дипломе, а именно уровнем подготовки - если бизнес получит неграмотных, ни к чему не пригодных "спецов", то он понесёт убытки в конкурентной борьбе и выкатит соответствующие претензии ВУЗу, со всеми вытекающими. Данный подход резко оздоровит систему высшего образования в России.
В свою очередь, каждый студент будет осознавать, что он пришёл в ВУЗ не просто так, а с очень серьёзными обязательствами. За невыполнение которых ему придётся отвечать. Соответственно, каждый студент будет понимать, что разгульная студенческая жизнь - это отнюдь не то, что ему надо, и что у каждой пьянки должен быть повод, и повод этот - не первая среда недели, а что-то более существенное. Такой подход моментально вправит мозги нашей молодёжи, которая последнее время распустилась до полного неприличия.
Но и перед бизнесом встанут определённые требования. В частности, чрезмерно "экономный" бизнес просто останется без специалистов - с ним откажутся сотрудничать как ВУЗы, так и студенты.
Кстати, сразу отметим, что в роли бизнеса может выступать и государство - к примеру, оно заинтересовано в развитии фундаментальной науки.
И, самое главное, при таком подходе химики будут заниматься химией, а учителя - учить, как им и положено. Иными словами, деньги на образование будут потрачены с пользой. Потому что в наше время все затраты на образование, все эти седовласые профессора и академики, все эти аудитории и лаборатории служат лишь для того, чтобы в конце всего напечатать красивую бумажку и выдать её студенту. Ну и для пополнения карманов определённого круга лиц, как водится...

--
Creative Commons Licensequbrit.com/mcstrauth
Подробнее об этом…

Комментариев нет: